Нормативная база

Решением проблемы оборота редких видов является его пресечение или регулирование.  Для этих целей создана соответствующая законодательная база –  редкие и находящихся под угрозой исчезновения виды, занесены в специальные списки - Красную книгу РФ и региональные Красные книги. Ответственность за незаконный оборот предусмотрена "Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" (КоАП РФ Статья 8.35.) и "Уголовным кодексом" (УК РФ статья 258.1.).  Кроме того, Россия является участником Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), направленной на предотвращение трансграничного нелегального оборота уязвимых видов животных. 

В данном разделе вы можете найти структурированную информацию касающуюся законодательного регулирования подготовленную юристами проекта - Алексеевой Еленой Сергеевной и Карпухиным Александром Евгеньевичем.

 

​1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ


1.1. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 

•    международное правительственное соглашение, подписанное в 1973 году в Вашингтоне. Россия стала участницей Конвенции в 1992 году как правопреемник СССР, присоединившегося к этому документу в 1976 году.
•    Соглашение представляет различные степени защиты для более чем 33 000 видов животных и растений и требует, чтобы весь импорт, экспорт, реэкспорт  определённых видов животных и растений производился на основании разрешений и сертификатов.
•    Каждая сторона соглашения обязана представить государственный орган, осуществляющий контроль над системой лицензирования, а также как минимум один научный орган, полномочный давать экспертную оценку эффективности торговли обозначенными видами.
•    Приложение I включает все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Торговля образцами этих видов должна быть разрешена только в исключительных обстоятельствах.
•    Приложение II включает все виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться.
•    Приложение III включает все виды, которые по определению любой Стороны подлежат регулированию в пределах её юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон в контроле над торговлей

подробнее о конвенции СИТЕС

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ


Общее регулирование

2.1. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ (далее – «Закон о животном мире»)

2.1.1. Ст. 24 Закона о животном мире:
•    Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, которые ведутся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
•    Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу субъекта Российской Федерации, не допускаются.
•    Оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

подробнее о Красной Книге РФ

2.1.2. Ст. 55 Закона о животном мире:
•    Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
2.2.1. Ст. 60 Закона об охране окружающей среды:

•    В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
•    Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
Ответственность за реализацию охраняемых видов животных


Административная ответственность

2.3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

2.3.1. Ст. 7.11 КоАП РФ: 
За нарушение пользования объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;


2.3.2. Ст. 8.35 КоАП РФ 
Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 до 5000 рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от 15000 до 20000 рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.


2.3.3. Ст. 16.3 КоАП РФ
Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 5 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

подробнее о КоАП РФ

Уголовная ответственность
2.4. Уголовный Кодекс РФ (УК РФ)
2.4.1. Ст. 258.1 УК РФ:

•    Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных)
наказываются обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, либо лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
•     Незаконные приобретение или продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" -
наказываются принудительными работами на срок до 5 лет со штрафом в размере от 500 000 до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере от 500 000 до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
* Уголовная ответственность за реализацию в СМИ и в сети интернет только в отношении животных, которые включены в перечень особо ценных животных, установленных постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". В него входят семь млекопитающих, четыре птицы и 11 рыб, в основном осетровые.

подробнее о УК РФ

 Возмещение ущерба
2.5. ст. 56 Закона о животном мире
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Соответствующие таксы и методики исчисления ущерба животному миру закреплены в приказе Минприроды России от 28.04.2008 N 107 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания".


Блокировка сайтов
2.6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – «Закон об информации»)
•    Согласно п. 6 ст. 10 Закона об информации запрещается распространение информации, за которую предусмотрена административная или уголовная ответственность. 
•    Предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к совершению действий по приобретению особо ценных диких животных, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», является распространением запрещенной в Российской Федерации информацией.
•    Согласно ст. 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). 
•    Основанием для включения в реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
•    Роскомнадзор обладает полномочиями блокировать сайты с объявлениями о продаже краснокнижных животных и вносить соответствующие страницы сайтов в Единый реестр запрещенной информации на основании решения суда.
 

3. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ АКТЫ


3.1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 марта 2020 г. N 162 "Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации"
•    Данным актом установлен перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

3.2. Постановление Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов"
•     «Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов (далее - объекты животного мира), допускается в исключительных случаях в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей.
•    Контроль за соблюдением Правил осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.

3.3. Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 N 156"О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации"
•    Регулируется порядок получения соответствующей лицензии. Требуется обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

3.4. Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
•    Установлен перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, реализация которых является уголовным преступлением в соответствии со статьями 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3.5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1094 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания"
•    Правительство обновило правила осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
•    Определены органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление контроля; перечень профилактических мероприятий; критерии отнесения объектов к различным категориям риска; виды контрольных (надзорных) мероприятий и перечень допустимых действий в составе каждого такого мероприятия.
•    Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных Федеральным законом "О животном мире", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

3.6. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2008 N 337 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб"
•    ввоз на территорию Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под защитой СИТЕС, допускается при наличии разрешительных документов административного органа по Конвенции или другого компетентного органа государства-экспортера и разрешения (сертификата) административного органа по Конвенции.
•    административный орган по Конвенции ведет реестр выдаваемых разрешений (сертификатов) на вывоз с территории Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции.
•    За отсутствие требуемых документов или их недействительности таможенные органы могут привлечь виновное лицо к административной ответственности.

3.7. Приказ Минприроды России от 30.06.2015 N 297 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру".

3.8. Постановление Правительства РФ от 28.05.2003 N 304 "Об утверждении Правил использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений"
•    Правила определяют порядок использования на территории Российской Федерации подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры животных.

подробнее о постановлениях правительства